В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации.
Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. (Википедия)
Профориентация обучающихся включает в себя:
• Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры
• Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки
• Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей
Профориентация обучающихся является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии.
Цель профориентационной работы - выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
• Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся
• Выработка гибкой системы сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования
В Мельничной основной общеобразовательной школе профориентация реализуется через:
• учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися;
Этапы и содержание профориентационной работы:
1-4 классы:
• Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
• Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую
• Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда
5-7 классы:
• Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности
• Представления о собственных интересах и возможностях
• Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики
8-9 классы:
• Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе предпрофильного обучения
• Профессиональное самопознание.
Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся направлено на:
• уверенную ориентацию обучающихся в мире профессий, в том числе востребованных экономикой региона и города;
• накопление субъективного опыта и опыта трудовой деятельности, предваряющих выбор обучающимися будущей профессии;
• самостоятельный и ответственный подход обучающихся к выбору будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности;
• создание психолого-педагогических предпосылок для выбора обучающимися профессии, востребованной в округе и регионе;
• формирование условий для становления у обучающихся готовности демонстрировать мобильность в профессии и профессиональной деятельности;
• определение необходимых и достаточных оснований для принятия обучающимися решения о выборе будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности.
Единая модель профессиональной ориентации (профориентационный минимум) на базе проекта «Билет в будущее» и в рамках федерального проекта «Россия мои горизонты»
Профориентационный минимум вводится с 1 сентября 2023 года для обучающихся 6-9 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Цель — обеспечение профориентационной помощи каждому желающему обучающемуся 6–9 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
- базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год);
Ответственное лицо за реализацию профминимума
в Мельничной основной общеобразовательной школе
Кузнецова Наталья Александровна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Тел.: +7 (342) 268-22-55
Эл. почта: melnich@sosh.permkrai.ru
Нормативные документы:
• Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями на 21 июля 2020 года)
• Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
Локальные акты
Полезные ссылки при выборе профессии:
Психологические тесты по теме "Профориентация"
http://www.youtube.com/watch?v=F2EQoJxNIgQ