Лузина Ирина Николаевна учитель русского языка и литературы
Нет сегодня ничего труднее, чем говорить о патриотизме, являющемся на протяжении 15 лет предметом ожесточенного столкновения, в результате которого за последние годы стало понятно пространство проблемы патриотизма. В настоящее время мало найдется людей, которые в состоянии ясно ответить: где Родина, где отечество? как остаться патриотом, что должен делать патриот? Давайте задумаемся над тем, часто ли мы говорим своим детям: «Посмотри, как прекрасен восход солнца! Послушай, как трепетно поет соловей или как нежно журчит ручей». А ведь именно с этого начинается любовь к Родине, которая, по словам Булата Окуджавы, не бывает напоказ. Это чувство сокровенно, задушевно, глубоко интимно, свято хранимо. Социологический опрос, проведенный нами на территории деревни Мельничная, показал, что лишь 56% школьников и 38% взрослого населения смогли ответить на вопросы: «Что для меня значит Родина. Что сближает меня с родным народом». Остальные прореагировали незнанием, ставя в причину свою занятость, или безразличием к ненужным, по их мнению, вопросам. Парадоксальный кризис взрослости нашел зеркальное отражение в детских душах, на которых сфокусированы различные по идеологической направленности разрушительные потоки информации. Сегодня, как никогда, судьба отечества в руках тех, кто так или иначе причастен к проблемам содержания образования. Мы, учителя, просто обязаны акцентировать внимание учащихся на решении проблемы патриотизма путем внедрения в учебно-воспитательный процесс новой социально-педагогической функции школы-этнопедагогизации, являющейся на сегодняшний день самым мощным средством педагогики и способствующей глубокому осознанию себя русскими, своих корней и родного края посредством возрождения, сохранения и развития народных культур, народных традиций. Следуя идее природосообразности в контексте нового направления современной педагогики, мною разработан, основанный на таких ведущих принципах обучения, как гуманность, культуросообразность, гражданственность, музыкально–художественный цикл «С кистью и пером в ладони славлю Прикамье родное». Данный материал представляет серию уроков литературно–краеведческого характера, стержнем которых является исследованием взаимовлияния звука, цвета и смысла в поэтическом творчестве мастеров слова Частинского края: Лузина Михаила Ивановича, Казанцевой Галины Антониновны, Трубина Анатолия Николаевича, Никифорова Владимира Ефремовича на фоне живописных пейзажей художника, проживающего в районном центре, Герасимова Павла Тимофеевича. Лейтмотивом этого цикла звучит поэзия Пушкина, Тютчева, Бунина, Ахматовой. Внедрена проза Паустовского, Чехова, музыкальная классика Рахманинова, Чайковского, Бетховена. Этнокультурный аспект цикла построен с учетом иметь интерпретационный материал, который рассматривается в трехмерном образовательном пространстве национальной, общероссийской и мировой культуры. В результате внедрения в образовательно-литературный процесс нашей школы уроков этнокультурного характера, во-первых, прослеживается взаимодействие школьников с носителями традиционной культуры, общение с людьми, живущими рядом, открытие тех знаний, которые могли навсегда уйти из жизни. Параллельно с этой деятельностью идет освоение новых, коммуникативных подходов к развитию речи учащихся, что является основой становления личности, сознания, а значит, и понимания жизни своей и общества. Во-вторых, формируются исследовательские умения. Подготовка и проведение подобных уроков предполагает дифференцированный подход, т.е «специализацию» каждого ученика в исследовательской деятельности. Так, они преуспевают в собирании литературно-краеведческих материалов, другие - в их сопоставлении, последние - в серьезном осмыслении фактов. В-третьих, такие уроки, с реальным, близким содержанием дают возможность увидеть и понять свое, родное в российском контексте, вписывать в историю, культуру родного края в историю страны и мира, проецировать общие человеческие процессы на судьбы земляков и, наконец, вписать себя в современную жизнь. Такая деятельность, бесспорно, прокладывает путь от местного патриотизма к патриотизму российскому, путь к культуре мира (традициям, ценностным установкам, мировоззренческим взглядам, образцам жизни), способствует формированию национального самосознания, толерантности. Реализуя этнокультурный компонент обновленного содержания образования, обозначилось следующее в результативности моей работы: 1.Создание кабинета, кружка литературно-краеведческой направленности; 2.Издание различных видов рукописных журналов на тему «Экология души и сердца»; 3.Организация «Уроков мужества» (5-9 классы); 4.Встреча с мастерами пера и кисти Частинского края; 5.Участие в региональном конкурсе «Женщины России - на службе Отечеству»; 6.Последние шесть лет учащиеся Мельничной основной общеобразовательной школы являются призерами муниципальных и региональных конкурсов научно-исследовательских работ в области филологии; 7.Участие в областном конкурсе литературного творчества учащихся и студентов, посвященного юбилейным датам отечественной истории и культуре в рамках деятельности областного Духовно-исторического центра «России славные сыны». (Диплом 2 степени). 8.Астафьефские (малые) чтения (г. Пермь, 2006г.-2009г.) и публикации статей учащихся. 9.Сотрудничество с краевой библиотекой им. Кузьмина. А самый большой результат моей работы - это добрые и отзывчивые дети, увлеченные историей своих предков, родного языка, родного края. Я уверена, что, осознав и прочувствовав в себе свое, родное в контексте страны и мировой цивилизации, мои дети обретут красоту души своей, которая даст или крылья, вызовет стремление к совершенству, научит любить природу, людей, родину, научит сострадать, прощать и не делать зла.